Даже в страшные годы репрессий советская молодежь создавала «несанкционированные» организации, многие из которых очень далеки от политики. Историк Дмитрий Козлов рассказывает об этом в интернет-издании The Insider в материале «ЧК против Швамбрании. История подпольных и неофициальных молодежных организаций в СССР».
По всей стране существовали организации невинных сердец, идейную основу которых органы смогли определить лишь как «ложно-романтическую». Члены таких организаций тайно проводили игры, разучивали песни, ходили на прогулки. В одном литовском детском доме «воспитанницы скрытно созывали собрания своей организации, на которых обсуждали вопросы… о повышении качества учебы и дисциплины на уроках, о борьбе за чистоту в детском доме и школе».
«Так же и в троицкой школе девушки, полные романтических грез, присваивали друг другу дворянские титулы – среди них были «виконтессы», «герцогини» и «консулы». Во главе республики стоял (точнее, «стояла» – школа была женской) «папа», награждавший своих подруг орденами, например, за удачную подсказку на уроке», – сообщает издание.
Одна девушка так описала этуувлекательную тайную игру:
«Нам очень всем нравились эти романтические названия. Они были такими звучными, красивыми, романтичными. В них не было ничего будничного. Мы с удовольствием играли в республику. Это было так увлекательно, что не хотелось уходить из школы. Нас иногда выгоняли из школы, так как второй смене надо было заниматься».
Несмотря на невинность игр и идеологическую безобидность происходящего, членов таких организаций исключали из пионеров или комсомола и выносили строгие выговоры и ученикам и учителям.
«С точки зрения комсомольских функционеров «ложно-романтические организации» ничем не отличались от объединений вроде «Общества острых симулянтов» (1953), члены которого, четвероклассники одной из школ Кировской области, организованно прогуливали уроки. И те, и другие свидетельствовали о серьезных недостатках в работе школы и местного комсомола, а значит, должны были быть распущены», – рассказал историк. – Хотя, казалось бы, подобные инициативы свидетельствовали как раз о высокой степени самоорганизации школьников, которая требовалась от идеального советского гражданина.